Зеглер - паркетные работы Карта сайта
Укладка паркета, циклевка паркета, шлифовка паркета, лакировка паркета, ремонт паркета, реставрация паркета и другие паркетные работы. Укладка ламината и половой доски. Аренда паркетных и паркетошлифовальных машин. Самые выгодные цены!
АДРЕС:
Москва, ул. Свободы, 17
ПОЧТА:
zegler@bk.ru
ON-LINE КОНСУЛЬТАЦИЯ:
тел: (495) 225-44-18
Наш партнер

LAKLOBA.ru
интернет-магазин продукции фирмы LOBA:


Паркетные лаки на водной основе:

LOBADUR WS 2K Supra
LOBADUR
WS 2K Supra
LOBADUR WS 2K Duo
LOBADUR
WS 2K Duo
LOBADUR WS Life
LOBADUR
WS Life
LOBADUR WS EasyFinish
LOBADUR
WS EasyFinish

Воск и масло для паркета:

LOBASOL Markant
LOBASOL
Markant
LOBASOL Markant color
LOBASOL
Markant color

Уход за паркетом:

LOBACARE CleanFix
LOBACARE
CleanFix
LOBACARE ParkettOil
LOBACARE
ParkettOil

Главная > Информация > История паркета > Реставрационные паркетные работы

Реставрационные паркетные работы

Паркет — это не просто напольное покрытие. Пар­кет можно с полным правом назвать таинством, состав­ляющей стиля жизни. Паркетные полы выглядят бла­городно, обладают множеством полезных свойств. Но восстановление паркета — задача особенно ответствен­ная. Как освежить старый, потерявший многие из сво­их свойств, но обладающий художественной ценностью паркет? Как вернуть ему «вторую молодость»? Этот вопрос может быть интересен не только реставраторам-профессионалам. Ведь может случиться, что вы встре­титесь с красивым паркетным полом, изготовленным в начале XX в. Восстановление паркетного пола — зада­ча нелегкая, но увлекательная. Помимо прочего, ук­ладка паркета в старину сама по себе является интерес­ной историей. Давно известен факт, что раньше паркет укладывался на рыбий клей. Причем клей этот сохра­няет свои свойства и сейчас, более чем через сотню лет. Рецептура рыбьего клея до конца не выяснена, извест­но только, что для его изготовления использовались рыбьи кости и кожа. История паркета содержит еще множество подобных тайн и загадок. Некоторые из них разгаданы и разгады­ваются реставраторами.

Старые деревянные напольные покрытия, особенно если они в первозданном виде сохранились до наших дней, являются подлинными документами строительно­го мастерства. Это не только эстетическое удовольствие, старые полы — еще и описание технических возможно­стей своего времени.

Основа ухода за старым паркетом, которому может быть до 200 лет, — это невмешательство. Не рекоменду­ется вмешиваться в конструкцию старого паркетного покрытия и технологию его укладки. Особенно вредным может быть неквалифицированное вмешательство. Че­ловек, не знакомый с особенностями укладки и техноло­гическими тонкостями старого паркета, может своим вмешательством нарушить не только вид паркетных по­лов, но и их историческую ценность, о которой всегда следует помнить. Ведь паркет — это искусство, которое должно остаться нашим потомкам. Образцы художествен­ного паркета, сохранившиеся до наших дней, поражают своей высокой художественной ценностью и тонкостью исполнения. Это удивительные по своему совершенству и гармоничности произведения искусства. Но порой все же приходится вторгаться в жизнь паркетного пола. Он может рассохнуться из-за неверно подобранных условий содержания, покрыться трещинами. Может повредить­ся лаковое покрытие. В таком случае на помощь прихо­дят паркетчики.

Для паркетчиков реставрация паркетного покрытия начинается с документального описания состояния кон­струкции старинного деревянного пола. В зависимости от конструкции пола и происходит непосредственно рестав­рация. Межэтажные деревянные балочные конструкции в старинных домах требуют вентилируемой, паропрони цаемой системы перекрытия, вписанной в строительно-физическую концепцию сооружения. При восстановлении подстилающих конструкций полов действует основное правило: либо производится ремонт существующего ос­нования пола, либо, если такой ремонт невозможен, уст­раивается новое основание под паркет из цельной доски. Ни в коем случае нельзя для этого применять заменители дерева, например, фанеру или древесностружечные пли­ты. Они имеют ограниченные сроки годности. Нельзя допустить и сильного отклонения от изначальной техно­логии создания подстилающей конструкции — это мо­жет разрушить историческую основу памятника.

Изначально русские строители для укладки пола ис­пользовали конструкцию, названную «мост»: доски со­гласно этому способу укладки укладывались прямо на землю, без каких-либо промежуточных материалов. Это были первые деревянные полы. Но на первых этажах домов «мост» накапливал влагу с земли, а следователь­но, дерево сравнительно быстро приходило в негодность, и полы необходимо было менять. Обратив на это внима­ние, строители изменили технологию укладки полов. Доски стали укладывать на балки, так называемые «кла­ди», которые позже получили другое название — «лаги». Чтобы «клади» не гнили при соприкосновении с землей, под них помещали подставки из камня, кирпича, спус­тя некоторое время лаги начали укладывать на метал­лические балки. Такая укладка обрезной доски называ-лась «мостить по кладям», а конструкция в целом полу­чила название «подмостки». Если клади устанавливали не на землю, а воздвигали на «подмостки», то такая кон­струкция называлась помостом. Обе эти конструкции ста­ли разновидностью «черного» пола.

Лаги простирались от стены до стены. Своими торце­выми частями они не должны были касаться стен, что позволяло избежать поражения древесным грибком. Чаще всего лаги устанавливались параллельно друг другу. При этом обращалось внимание на то, чтобы подпольное про­странство правильно вентилировалось и не было слиш­ком влажным. В межбалочные промежутки часто засы­пался строительный мусор или хорошо высушенный пе­сок. Уровень засыпки чаще всего не доходил до верхней кромки балок, что обеспечивало хорошую вентиляцию подпольной конструкции. Уже в старину вентиляция ис­пользовалась для предотвращения развития плесени.

На клади укладывался настил из досок («мост»). Укладка эта производилась таким образом, чтобы доски опирались на две или три балки сразу. При короблении досок такое покрытие всегда получало надежную опору в нескольких точках. При помощи деревянных дюбелей или кованых металлических скоб обрезные доски кре­пились непосредственно к балкам. Обрезные доски час­то укладывались с зазором друг к другу, величина кото­рого составляла около 20 мм. Это было рассчитано на то, что при повышении влажности дерево увеличивает­ся в объеме. А следовательно, зазоры позволяли избе­гать коробления досок. Помимо прочего, зазоры способ­ствовали улучшению вентиляции пола.

Как только началось изготовление щитовых парке­тов и паркетных полов в технике интарсии, встала про­блема устройства подстилающих конструкций, способ­ных служить долгое время. Ведь паркет создавался из ценных и дорогих пород древесины, и долгая его служба была едва ли не делом чести владельца дома. К тому же паркетные полы в большинстве случаев являлись произ ведением искусства. Самой надежной была признана конструкция «черного» пола. Система вентиляции спо­собствовала более долгой службе дерева.

Но для настилки паркета, в настоящее время полу­чившего название художественного, требовалось ровное основание. В ином случае паркетные планки коробились, места стыков бросались в глаза. Паркет получался не­ровным, что было неэстетичным, затрудняло уход за ним. Решить проблему выравнивания основания пытались различными способами.

Один из способов укладки паркета заключался в вы­равнивании щитов паркета по нескольким точкам в ме­стах их сочленения друг с другом, например, в местах пересечения стыков.

Выравнивание по высоте достигалось за счет подкла­док из дранки. Остальная часть щита опиралась на слой из опилок и стружки. Модификацией такого способа явилось использование клиньев для выравнивания по­ложения щитов по высоте. Но такая конструкция не оправдала ожиданий мастеров. При ходьбе она расша­тывалась, между щитами появлялись большие зазоры.

Успешным оказался иной способ укладки паркета. Паркет укладывался на шлифованные и тесно сбитые доски, и этот способ оправдал ожидания мастеров. Пар­кетные щиты не расшатывались, зазоры между ними не появлялись.

После этого постепенно произошел переход к ручной обработке поверхности полов с помощью цикли (совре­менное циклевание). Приходилось снимать выступы в отдельных стыках, выравнивать всю поверхность пола вручную, что было процессом трудоемким и требовав­шим времени.

Ухода за поверхностью обыкновенных дощатых по­лов и паркета в прежние времена практически не было. Время от времени их поверхность лишь проскаблива­лась (натиралась грубой щеткой с применением раство­ра щелочи и песка). Одним из приемов обработки повер­хности пола также была пропитка дерева топленым са­лом, щелоком или органическими красящими состава­ми. Позднее перешли к втиранию в поверхность пола расплавленного пчелиного воска.

Первой настоящей защитой пола от воздействия воды и грязи стала пропитка поверхности льняной олифой. После пропитки древесина как бы оживала, становилась более темной и стойкой. Если паркету нужно было при­дать блеск, то его покрывали глянцевым лаком на кис­лотной основе.

Уход за деревянными полами в прежние времена был столь же трудоемок, как и их изготовление. Для очист­ки древесины использовался песок. Паркет натирался песком, благодаря чему удалялись поверхностные заг­рязнения. Структура песка действовала как жесткая щетка-терка. Использовалась для очистки паркета и желчь. В одном из руководств по уходу за деревянными полами говорится о применении раствора желчи для очистки деревянного пола. Поверхность пола очищалась с помощью слабого раствора серной кислоты, после чего грунтовалась заново.

Когда изучили очищающее действие скипидара, заг­рязнения стало удалять проще.

Шлифование машиной и лакировка современными лаками значительно легче, чем ручной труд мастеров-пар­кетчиков вековой и двухвековой давности. Но при рес­таврации старых полов нельзя пользоваться шлифоваль

ными машинами. Это не только уничтожает следы пре­жней обработки, то есть стирает немаловажные страни­цы нашей истории, но и может нанести непоправимый вред паркетному полу. В случае применения шлифоваль­ных машин тепло, которое выделяется при шлифовании, может разрушить клеевое соединение и нанести покры­тию тем самым непоправимый ущерб.

Там, где не хватало выразительных средств интар­сии или не было возможности применять ценные доро­гие породы дерева, использовался цветной паркет. Уже в XVII в. было известно, что под воздействием различ­ных реактивов древесина может окрашиваться во мно­гие цвета, которые в природе отсутствуют.

Паркетная планка на всю толщину пропитывалась той или иной протравой. Протравы состояли из органичес­ких компонентов. Например, древесину клена окрашива­ли в зеленый цвет смесью железного и медного купороса. Светлые породы древесины приобретали коричневые от­тенки после того, как их вымачивали в воде, в которой 2-3 года пролежала кожура зеленых грецких орехов.

Мастера научились окрашивать паркет патинирую­щими составами под мрамор, имитировать природные оттенки, добиваться эффекта мореного дерева. Если было необходимо покрасить пол, то в красители добавляли воск, которым натиралась поверхность. Кроме того, мож­но было использовать наносимые на древесину окрашен­ные грунты, получаемые с использованием клеев на про­теиновой и казеиновой основах.

Все права защищены Zegler © 2002-2012. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. zegl.ru