Зеглер - паркетные работы Карта сайта
Укладка паркета, циклевка паркета, шлифовка паркета, лакировка паркета, ремонт паркета, реставрация паркета и другие паркетные работы. Укладка ламината и половой доски. Аренда паркетных и паркетошлифовальных машин. Самые выгодные цены!
АДРЕС:
Москва, ул. Свободы, 17
ПОЧТА:
zegler@bk.ru
ON-LINE КОНСУЛЬТАЦИЯ:
тел: (495) 225-44-18
Наш партнер

LAKLOBA.ru
интернет-магазин продукции фирмы LOBA:


Паркетные лаки на водной основе:

LOBADUR WS 2K Supra
LOBADUR
WS 2K Supra
LOBADUR WS 2K Duo
LOBADUR
WS 2K Duo
LOBADUR WS Life
LOBADUR
WS Life
LOBADUR WS EasyFinish
LOBADUR
WS EasyFinish

Воск и масло для паркета:

LOBASOL Markant
LOBASOL
Markant
LOBASOL Markant color
LOBASOL
Markant color

Уход за паркетом:

LOBACARE CleanFix
LOBACARE
CleanFix
LOBACARE ParkettOil
LOBACARE
ParkettOil

Главная > Информация > История паркета

Подразделы

История паркета

Традиции паркета

Не одно тысячелетие полы собираются из различных пород древесины. Первые паркетные полы появились в Средневековье как неотъемлемая часть дворцов, храмов, замков и домов. Искусство художественных паркетных решений в Европе достигло апогея в XVII в.: пол из де­рева приобрел особое изящество линий, форм и цвета.

Традиция художественного оформления пола в Европе восходит к классическим интерьерным решениям микено­критской и древнегреческой культур, которые украшали интерьеры мозаичными полами из камня и смальты.

В Средние века строители отдавали предпочтение полам из древесины, так как дерево лучше сохраняет тепло, легче, более упруго, да и лесные ресурсы в то время казались неисчерпаемыми. А начиная с XVI в. вряд ли можно найти в Европе дворец, в котором хотя бы один зал или кабинет не был бы украшен щитовым мозаичным паркетом. Паркет начинает восприниматься как одна из важных составляющих единого художествен­ного пространства, при его создании учитываются об­щие стилистические тенденции искусства и архитекту­ры. Полы выкладывают разноцветными многоугольни­ками и звездами из дерева, на некоторых изображаются жанровые сценки, фантастические звери и птицы, ге­ральдическая символика и вензеля владельцев. Наиболее роскошны и красивы были французские интерьеры. Оформление монарших резиденций отличалось изыс­канностью. Каждый ансамбль в таких дворцах, как Вер­саль, Лувр, Фонтенбло отличается уникальными моза­ичными паркетами, недаром даже само слово «паркет» имеет французское происхождение.

Российский паркет имеет многовековую историю. Дерево в древней Руси всегда являлось излюбленным строительным материалом. Это было связано не только с доступностью и дешевизной древесины, но и с верой русского человека в природные, целебные силы дерева. Поэтому древесина широко использовалась как для внеш­ней, так и для внутренней отделки домов.

Вплоть до XVI в. в жилищах простых людей и в цар­ских палатах преобладали простые дощатые полы. Полы из обрезной доски в большинстве случаев изготавлива­лись из древесины сосны, лиственницы или ольхи. Эти­ми породами были богаты окружающие леса. Вначале доски вырубались из ствола, позднее вырезались при по­мощи пил. Дешевизна древесины позволяла изготавли­вать очень толстые доски. Толщина досок составляла — более 20 мм, ширина — от 100 мм и более, длина — от 0,5 м до 2,5 м и более.

Использование коротких досок создавало эффект рас­ширения помещения, что было очень важно в период Средневековья, так как жилые комнаты были малень­кими. Обрезные доски не имели паза и гребня, были неправильной формы.

В России паркет как таковой известен с XVI в., тогда полы стали настилать из дубовых планок, укладываемых «в елочку». В XVII в. паркет закрепляли на извес­тковой основе.

В древней Руси в общественных зданиях полы изготовлялись из дерева — из досок или деревянных брусков, так называемых кирпичей. В средние века такое напольное покрытие получило достаточно большое распространение: паркет стал неотъемлемой частью новых домов, замков и дворцов. В XVI веке в России распространилась технология настила пола из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который до сегодняшнего дня носит название «в елочку». Клепки, как правило, кре­пили основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Надежным покрытием пола считалась также плот­ная укладка деревянных брусков в форме кирпичей, швы между которыми заполнялись смесью извести и смолы.

В XV в. для настилки деревянных полов преимущественно использовались массивные доски из мягких по­род дерева (ели, сосны, пихты). Во дворцах и замках встречались полы из «деревянных кирпичей», сочетав­шие разные породы дерева и обладавшие декоративным видом. Начиная с XVI в. полы стали делать из обрезной доски с инкрустацией и с окрашиванием древесины про­питками. В основе напольных композиций было исполь­зование фризов. Фриз — это элемент конструкции пола, выполненный в форме прямых или изогнутых линий, которые шли либо по периметру помещения, либо выде­ляли центральные участки пола. Вставки в виде фриза маскировали несовершенные и некрасивые стыки доща­тых полов. Фризы (бордюры) укладывались вдоль стен, увеличивая объем помещения. В залах, предназначен­ных для официальных приемов, выделялся центр пола: из досок разного размера выкладывались орнаменты, изображались фамильные гербы или инициалы хозяи­на. Часто в цельной доске фриза вырубали стамесками или вырезали резцами полую форму, которую затем целиком заполняли древесиной другой породы, вставками из слоновой кости, перламутра, золота, серебра, бронзы и полудрагоценных камней (инкрустация).

Но своего художественного совершенства пол из «деревянных кирпичей» достигает к началу XVII в. В России деревянные полы стали неотъемлемым элементом оформления помещения только в этот период. Они проектировались и изготовлялись вместе со стенами и потолками.

Начиная с XVI в. полы на Руси стали укладывать из дубовых клепок. Укладывались такие полы рисунком, носившим название «в елочку», сам пол назывался косящатым. Клепки обычно укладывались на грубораспиленное основание из мягкой древесины, в основном со­сны. В успешном развитии техники укладки пола сыг­рали роль немаловажные факторы: прежде всего это широко распространенное искусство резьбы по дереву, которым славилась Русь. Также огромное значение име­ли навыки художественной обработки дерева в древне­русском зодчестве.

В XVII в. самым распространенным в России спосо­бом укладки паркета был прием «дубового кирпича». Суть этого способа состоит в следующем: паркетины в виде кирпичей укладывались на известковую основу, швы между дубовыми кирпичами заливали смесью извести и смолы. Иногда вдоль стен делались дубовые бордюры. Такой паркет и раньше был известен на Руси (Дмитров­ский собор во Владимире, храм Василия Блаженного, Донской монастырь в Москве), но к концу XVII в. он стал более искусным в художественном отношении. Вы­сокохудожественная резьба по дереву в то время процветала в московских мастерских Оружейной палаты. И вплоть до конца XVII в. единственным видом декориро­вания пола в России оставалось устройство фриза вдоль стен по периметру помещения, которое использовалось не столько для украшения, сколько для маскировки сты­ков и креплений досок.

В начале и середине XVIII в. укладка паркета осуще­ствлялась в стиле русского барокко. Доминировали гео­метрические рисунки паркета — кубы, квадраты, ром­бы, кресты, многолучевые звезды. Помимо художествен­ных предпочтений, это определялось простотой изготов­ления. Плафоны, бордюры и розетки практически не встречались.

Наряду с отечественными породами (березой, дубом, кленом, орехом, сосной, лиственницей, грушей, ольхой, яблоней, можжевельником, ясенем, буком, грабом) в паркетных работах стали применяться редкие и дорого­стоящие сорта привозных деревьев. Среди них были бра­зильские породы: якандра (вид палисандра), жикитба (шелковица), цебра, чефраз и др. Из дорогих пород можно назвать черное эбеновое дерево («заморская черная бе­реза»). Фиолетового цвета добивались с помощью пали­сандра, розовым тоном древесины отличается амарант. Использовали в паркетной укладке также желтое и крас­ное сандаловое дерево, табачное дерево, атласное (сати­новое) дерево, пальмогут, оливковое, железное, ферне­буковое деревья, тис, чинару, белый и красный кипа­рис, тую, самшит. Благодаря такому разнообразию ри­сунков и расцветке древесины была возможность наби­рать нарядные и прихотливые узоры паркетных полов. В зависимости от материалов паркет носил различные названия. Набранный из привозных деревьев паркет назывался цветным. Существовал также полуцветной — набранный из смешанных (местных и привозных) по­род, штучный — набранный исключительно из местных пород деревьев, дубовый.

В Нарышкинском барокко выбор рисунка паркета все­гда учитывал орнаменталистику интерьера, т. е. вариант укладки пола должен был гармонично сочетаться с орна­ментальными мотивами других предметов обстановки. Рисунки паркета носили строгий геометрический харак­тер («шахматы», ромбы, крестовидные и т. д.), приме­нялись прямые резы. В паркете почти не использова­лись фризы, бордюры, центральные плафоны. Типичным примером интерьера в стиле раннего русского барокко может служить Ореховый кабинет во дворце А. Д. Мень­шикова, выполненный в технике паркетри (архитектор Ж. — Б. Леблон).

Вершиной барокко по праву считается стиль рококо. Многообразие выразительных форм, сюжетных линий пола и потолка дополнялось элементами мебели, наполь­ными вазами, гардинами, порталами каминов. В поме­щении преобладали деревянные поверхности, богато ук­рашенные резьбой (маркетри) и позолотой. Большое вни­мание уделялось отделке стен: многочисленные панно с разнообразными сюжетами, пейзажи, натюрморты, в промежутках между которыми располагались деревян­ные золоченые полочки-консоли.

Паркет оформлялся в соответствии с расписными пла­фонами потолка. В паркете использовались промежуточ­ные пространственные фризы, но бордюры отсутствова­ли. В композиции паркета наблюдалось смешение орна­ментов — переплетение строгих геометрических линий с растительными, включение в растительный орнамент изображений животных и птиц, что придавало полу вы­чурность и пышность. В паркетных орнаментах просле­живалась тема функционального назначения помещения. Например, в музыкальной комнате изображались раз­личные музыкальные инструменты, в охотничьем каби­нете — сцены охоты, а в коронном зале — родовой герб.

Характерной особенностью стиля рококо было соче­тание (стилизация) разных национальных мотивов в интерьере (щитовой паркет Малого китайского кабине­та в Китайском дворце, архитектор А. Ринальди; интар­сия Большого зала в Екатерининском дворце, архитек­тор Б. Ф. Растрелли).

Стилевое направление рококо в России господствова­ло почти весь XVIII в., что нашло свое отражение и в паркете. Для того времени характерны многообразие выразительных форм, буйство красок и сложные сюжет­ные линии. В оформлении паркетов часто использова­лись переплетения орнаментов и узоров, изображения животных, птиц, различных предметов, стилизованные мотивы. Паркет представлял собой ковер из дерева, не­разрывно связанный с росписью потолков, оформлени­ем стен и мебели. В паркетных орнаментах прослежива­лось функциональное назначение помещения или наблю­далась стилизация национальных мотивов.

«История Царского села», выпущенная в 1827 г., свидетельствует, что для дворцовых паркетных работ в 1749 г. из Астраханской губернии был прислан дубовый лес. Хранился он в запасном Смольном дворе вместе с грушевым деревом, кизиловым карагачом, чинарой, сам­шитом, ясенем и буковыми кряжами. Весь этот запас древесины в 1750 г. был отправлен в Царское село и послужил материалом для первых наборных паркетов.

В XVIII в. мастер мог уложить за год несколько квад­ратных аршин паркета. Он варил знаменитый рыбий клей из кожи осетровых рыб, использовал самостоятельно нарезанный паркет и инструменты собственного изго­товления, названия которых (зынзубели, шерхебели, цынубили) странно и экзотично звучат для уха нашего современника.

С вступлением искусства в эпоху классицизма (ко­нец XVIII — начало XIX вв.) внутреннее убранство за­лов изменилось, что оказало влияние и на оформление паркетных полов. Орнаменты, используемые в оформле­нии пола, стали более простыми, с преобладанием древ­негреческих мотивов. От многоцветных композиций ма­стера перешли к комбинациям 2-6 цветов и пород дере­ва. Зато широкое распространение получили централь­ные розетки, плафоны, промежуточные, многорядные и пристенные бордюры, что создавало новые эффекты.

Со второй половины XIX в. получили распростране­ние фабричные паркеты. В 70-х гг. XIX в. в Петербурге функционировали три фабрики, изготовлявшие штуч­ный паркет: «Паркетная фабрика» Мансбаха (основана в 1836 г.), «Машинная фабрика» Беляева (основана в 1866 г.), фабрика Матиссена. В Москве в XIX в. было восемь паркетных фабрик. С начала XX в. паркетные фабрики организовывались по всей стране. Но развитие механизированного паркета не означало улучшения его качеств. К началу XX в. практически все фабрики пере­шли на массовое производство простой паркетной клеп­ки из различных пород древесины. При строительстве жилых домов и общественных зданий полы простой ук­ладки нашли наиболее широкое применение. Преобла­дали однотонные полы с простыми видами укладки «елоч ка» или «палуба». Такие способы укладки паркета не требовали дополнительных распилов планки.

Уже с 1926 г. научились изготавливать паркет в тех­нике паркетри в условиях производства. Планки в фор­ме мозаики собирали на фабрике в рисунок, наклеивали лицевой стороной на бумагу. Такие элементы укладыва­лись на деревянное основание пола вплотную друг к другу без проклейки по боковой стороне, а слои клея наноси­лись с нижней стороны планок. Дополнительно планки крепили к основанию на гвоздь в торец впотай (чтобы шляпка гвоздя не оставалась на лицевой стороне план­ки) под углом 45°.

Повсеместное распространение высокохудожествен­ный паркет получил после 1950 г., при реставрации па­мятников старины. Дальнейшее развитие техники пар­кетри произошло в 1964 г., когда вместо бумаги планки предварительно стали склеивать липкой лентой.

Художественный паркет, созданный по индивиду­альным рисункам вручную, стал большой редкостью. Тем не менее в нем нашла отражение смена художе­ственных стилей. Наступление эпохи модерна характе­ризовалось смещением центров симметрии, созданием в паркете асимметричных рисунков, широким исполь­зованием абстрактного орнамента, многообразием цве­тов и форм. Но паркет новых стилей получил значи­тельно меньшее распространение, нежели классические варианты.

Русский паркет XVIII-XIX вв. считается ценным вкладом в мировое декоративное искусство. Он отлича­ется высокой художественной ценностью, разнообрази­ем рисунка. Культура рисунка и производства паркета в России была доведена до непревзойденного совершенства.

Чтобы не использовать множество пород дерева, ма­стера применяли тактику изменения цвета породы с помощью термической обработки планки. Планку опус­кали в горячий песок и удерживали там, пока она не приобретала желаемую окраску. Чтобы внести в интар­сию ощущение объема, делали графье — своеобразную гравировку по дереву. На планку наносили нитевидные узоры (имитирующие лепестки и т. д.) в виде тончай­ших желобков или углублений, которые затем заполня­ли черным варом или вставками из черного дерева.

Художественный паркет изготовлялся особым обра­зом. Над ним работали краснодеревщики, которые под­гоняли каждую планочку из редких сортов древесины.

Паркет создавали отдельными щитами, поэтому он получил название щитового. Щит обычно состоял из основания (оно сбивалось из досок), на которое наклеи­вались планки рисунка из цветной древесины. Щиты укладывались на решетку из брусьев. Щитовой паркет составлялся из щитов разнообразной формы: это могли быть квадраты, круги, сегменты и т. д. При наклеива­нии планок цветного дерева на щиты применялось два способа. В первом случае рисунок собирался из отдель­ных деревянных пластин, они плотно подгонялись друг к другу. Этот способ укладки получил название «мар­кетри". При инкрустация (интарсии) в основную породу дерева (общий фон) врезали отдельные фрагменты цвет­ного дерева.

Большую ценность в паркетах представляла природ­ная окраска древесины. Искусством подбора древесины в совершенстве владели русские мастера-паркетоуклад-чики. Важным являлось умение правильно расколоть дерево, подобрать и уложить соседние клепки под опре деленным углом, что создавало одну из наиболее харак­терных особенностей художественного паркета — измен­чивую игру дерева на свету. Раскол дерева, при котором волокна расположены перпендикулярно источнику све­та, кажется темным. Если же волокна идут параллельно источнику света, дерево кажется светлым. Эти свойства древесины не упускались из внимания мастерами и ши­роко использовались при создании шедевров паркетного мастерства. В зависимости от перемещения источника освещения, от освещенности срезов отдельные части пар­кета давали светлые блики или угасали. Высокой худо­жественной ценностью в этом отношении отличается щитовой паркет из дуба, сосны, березы.

Одним из лучших художественных паркетов XVII в. считается сохранившийся в Китайском дворце (г. Ломоно­сов). Не уступает ему и паркет в Останкинском дворце-музее в Москве. Паркет XIX в. сохранился в Государствен­ном Русском музее, в Зимнем дворце (Санкт-Петербург).

Хотелось бы остановиться подробнее на паркете Ос­танкинского дворца-музея. Художественный паркет двор­ца считается одним из самых впечатляющих образцов русского декоративного искусства. Принцип симметрии в оформлении дворца сочетается с лаконичным и торже­ственным декоративным оформлением интерьеров здания. Паркет Останкинского дворца выполнен в щитовом вари­анте. Каждый щит в основании имеет сосновые доски, на которые рыбьим клеем наклеен лицевой слой. Толщина слоя цветного дерева — 15-18 мм. Во дворце нет помеще­ния, в котором бы повторялся рисунок паркета.

Возрождение художественного паркета началось с реставрационных работ. Но до сих пор не удалось вос­становить всех технологических тайн мастеров-паркет чиков. Технологии укладки паркета постоянно совершен­ствуются, появляются все новые материалы: паркетные клеи, лаки, оборудование для циклевки, шлифовки пар­кета. Наряду с традиционными паркетными полами боль­шое распространение получают ламинированные полы, ламинированный паркет. Но, несмотря на современные материалы и технологии, укладка художественного пар­кета — по-прежнему большое искусство, кропотливая работа истинного мастера.

Все права защищены Zegler © 2002-2012. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. zegl.ru